Окрестности Севастополя: Инкерман, Сапун-гора, Балаклава. 12 сентября. День потратили на поездку по окрестностям Севастополя. Был пройден маршрут Инкерман - Сапун-гора - Балаклава. Не спеша, после утреннего морского купания в пол-десятого машина поехала исследовать Севастопольскую землю. Хотелось посмотреть диораму на Сапун-горе, путь лежал через Инкерман: предполагалось взглянуть на монастырь из окна машины и ехать дальше. Но, неожиданно, прогулка по монастырю и окрестностям заняла достаточно продолжительное время. Из путеводителя по Крыму: ИНКЕРМАН - пещерный город на Монастырской скале, возникший в VI в. Это был морской форпост средневекового княжества Феодоро. В нижней части Монастырской скалы находится действующий пещерный монастырь Святых Климента и Мартина, возникший в VIII-XI вв. Проехать мимо указателя на монастырь довольно трудно: у дороги стоит знак - "крест в кружочке", сразу за ним - стоянка и дорожка к ларьку (женщинам надо голову покрыть - 20грн или на прокат - бесплатно, а мне пришлось шорты прикрывать чем-то вроде фартука), входим в арку под железнодорожным мостом и попадаем мимо кладбища на территорию монастыря. Территория очень скромная и железная дорога (поезда, электрички) проходит в пяти метрах от монастырских построек - как-то это очень нехорошее впечатление производит. Основная церковь действительно находится в толще скалы - вход свободный. Про историю Свято-Климентовского монастыря (довольно древнюю и интересную) легко можно почитать в интернете. Выходя из монастыря, не спешите уезжать, через кладбище можно подняться на плато над монастырем и увидеть развалины крепости Каламита. Место замечательное в плане великолепных видов (вообще, с высоты все смотрится очень красиво) и исторических событий, происходивших здесь... Из путеводителя по Крыму: САПУН-ГОРА - мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны Путь из Инкермана прост - по шоссе, с востока обходящего Севастополь до кругового перекрестка - первый съезд - немного вверх на вершину - и слева будет мемориальный комплекс. Чуть вперед - справа большая стоянка (бесплатно, к тому же - есть кафе). По красивой аллее идем к мемориалу: тут стелла, чуть ниже "выставка" военной техники времен Великой Отечественной войны и само здание диорамы. Экскурсии в диораму (там на первом этаже музей, а на вторм - сама картина) периодические, есть расписание, в среднем через каждые 30-40 минут, цена - теже 40 грн. Право вести фото-, видеосъемку - оплачивается отдельно. Для полноты впечатлений, посетить картину наступления наших войск на Севастополь 7 мая 1944 года - стоит. Но, честно говоря, существующие на текущий момент медийные технологии на несколько порядков превосходят то, что Вы увидите - здесь просто история и дань уважения Советским воинам. Со смотровой площадки открывается хороший вид ... Из путеводителя по Крыму: БАЛАКЛАВА это небольшой своеобразный поселок, бывшая база подводных лодок. Здесь сохранились остатки генуэзской крепости Чембало, места, воспетые А.Пушкиным, А.Мицкевичем, В.Брюсовым и А.Куприным. От Сапун-горы возвращаемся на круговой перекресток и едем по дороге на Ялту. Через несколько десятков метров - поворот направо в Балаклаву. Балаклава - даже 20 лет назад (не говоря уж про более древние времена) - суперсекретный район, если в Севастополь было сложно попасть, то в Балаклаву - вообще... Даже когда "Метеор" из Севастополя вез нас в Ялту, судно уходило от берега так далеко, что разобрать что-либо на берегу было невозможно. Теперь - это курорт: пляж прямо в самой бухте, пароходики возят народ из бухты на прекрасные близлежащие пляжи, в самой бухте - стоянка яхт "новых Украинцев". "Секретный объект" превратился в экскурсионный маршрут - вот туда-то мы и отправились. Помня советы бывалых о том, что в бухте развито воровство из припаркованых машин - на сигнализацию не ставил (граббером работают), а просто ключом закрыл двери. Экскурсии - по расписанию за теже 40грн, можно взять маршрут на лодке по каналу, но лучше пешком - больше увидите. Итак: снаружи мы видим вход в скалу - водный канал 8-ми метровой глубины с задвигающимися воротами (куском скалы) - в него заходили вглубь горы для ремонта дизельные подводные лодки (в скале помещалось их до семи штук). Укрепление довольно прочное - выдерживает прямое попадание 100 килотонной атомной бомбы. Заходим в скалу (сухопутный тоннель) справа от канала. Экспонаты - макеты, фотографии, плакаты разбросаны по всему тоннелю. Идешь и вспоминаешь аналогичные оборонные объекты на владимирский заводах - такие же угрюмые стены, та же расцветка и знаки опасности... Окунулся в Советский XX век!!! Впечатляет выход к водному каналу в толще скалы - темно, неяркая промышленная подсветка: жуткие представления - как бы тут смотрелась настоящая подлодка. Но, ничего кроме стен не осталось... Переход по мостику (чисто экскурсионная постройка, в реальности одна сторона канала ничего не знала о работах на другой и перехода не было). На левой стороне занимались подготовкой ядерного оружия - опять макеты и плакаты. Примерно через час мы покидаем холодный и влажный каменный музей (температура +15, влажность 80% - оденьтесь потеплее). На улице возвращается беззаботное настроение - яркое солнце, +27. Едем на другую сторону бухты, с трудом находим место на узкой улочке, где можно оставить машину и ... лезем в гору - на очереди очередная генуэзская крепость - Чембало. Подъем довольно крут: до первой башни - по хорошей дорожке - ступеньки, смотровая площадка. Но, хочется большего и мы лезем практически по бездорожью выше к второй башне, а потом и к третьей. Со страхом думаешь: "А ведь и спускаться тут придется". Но на верху вид - !!!!! И на бухту, и на море - нет слов! красотища! Вернулись домой в пол-шестого вечера, всего-то проехали 70км, но впечатлений - полно! Успел до ужина еще и искупаться. Последняя редакция 14 октября 2013 года Смотрите также: |