Крым. Севастополь. "Василий Головнин". 1985
Поводом для создания этой заметки послужил просмотр
старых фотографий студенческих лет.
В далеком 1984 году мне повезло и, будучи студентом
Владимирского политехнического института (ныне госуниверситет),
летнюю практику после четвертого курса я проходил на Черном море.
Итак, в рамках НИР, проводимых по договору с ИФЗ АН СССР, мое лето
1984 и 1985 годов прошло на борту гидрографического судна ВМФ СССР
"Василий Головнин". Я опущу научную составляющую проводимых работ,
т.к. не уверен в ее уместности. Опишу лишь запомнившиеся моменты
поездки.
В июне 1985 года мы грузили оборудование в машину
для отправки в Севастополь.
Через несколько дней толпа студентов РТФ отправилась
поездом в Крым, в закрытый город Севастополь. Отмечу тщательную
проверку документов и малое количество пассажиров, оставшихся в
вагоне после Бахчисарая.
В Севастополе мы разместились в кубриках гидрографического
судна "Василий Головнин"
Здесь любопытство позволило узнать кто такой Василий
Михайлович Головнин (1776-1831) и как
он повлиял на развитие Русско-Японских отношений. Корабль казался
верхом совершенства. Белоснежный, "огромный" (по моим меркам) -
здорово смотрелся с городского Севастопольского пляжа.
(Ныне судно продано Украине (Вот
и встретились два одиночества: гидрографические суда "Василий Головнин"
(ныне челноковоз "Герои Севастополя") и ГС-86 (в строю)) и ходит
за границу как пассажирское.)
Плавали (или, как положено говорить, ходили) по
Черному морю. Верхняя палуба позволяла загорать и даже играть в
воллейбол в перерывы между вахтами.
Для любопытных: мяч на леске привязан к тросу,
натянутому над сеткой, так что в море не улетит. Хотя в трубу несколько
раз попадал.
Когда подходили к берегу (в пределах видимости)
интересно было рассматривать Крым - Кавказ в бинокль.
Оригинально устроен прием пищи на судне: утром
чай, в 12 - обед, около 6 вечера - ужин (меню как на обед), поздним
вечером - чай. Столы устроены с учетом возможной качки - есть поднимающиеся
бортики по краю стола. Столовая для рядовых членов экипажа находится
в носовой части судна. Для офицерского состава есть свое помещение
для приема пищи. Поразило (и до сих пор с уважением вспоминается)
культура поведения в столовой: любой при входе здоровается, желает
приятного аппетита.
Отдельно отмечу штормовое состояние погоды - все
зеленые и лежат (не в состоянии что-либо делать), мало кто ходит
есть, зато в туалет, временами, выстраивается очередь. Туман - впервые
такое наблюдал: выходишь на палубу - перил ограждения не видно!
Судно стоит, по морю непрерывно раздаются гудки - такое впечатление,
что в двух шагах есть еще корабли. Также впервые наблюдал рыбалку
в открытом море. В 6 часов утра боцман на 10 крючков привязанных
к леске удилища насаживает перья из подушки, забрасывает эту гирлянду
в море и через 30 секунд вынимает 6-8 здоровенных рыбин (не тех
мелких уклеек, что можно поймать в Клязьме). Отловленную рыбу получаем
в обед, часть сушат - сам ел!
Вахты были не особо обременительны - четыре часа
через восемь отдыха. В чем заключались - не скажу!
За два месяца моря и весь корабль облазили, и Севастополь
весь посмотрели, и в Ялту съездили, и в Геленджике отдохнули. Сейчас
вспоминаешь - счастливые времена были! Спасибо старшим товарищам
(фамилий - не назову)!
|